Национальный
музей
в Стокгольме
|
Эдуард Мане. 'Кошачье рандеву' |
Национальный музей в Стокгольме - это,
прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших
в Скандинавии художественных хранилищ. Но не только. Это
еще и один из первых европейских публичных музеев, обязанный
своим существованием королевской фамилии.
Начало формирования собрания восходит
к XVI веку. Шведский король Густав I, основатель могущественной
династии Ваза, начал, как это было модно в королевских
домах Европы, коллекционировать произведения искусства.
Коллекция хранилась в замке Грипсхольм, где ныне находится
Шведская Национальная портретная галерея. После смерти
Густава I коллекция активно пополнялась.
|
Йонас Пальмиус. Стул (1992). Диабаз |
Особенно богатые приобретения были сделаны
в XVII в., в период наибольшего военного могущества Швеции.
Так, например, в мае 1632 г., в ходе Тридцатилетней войны,
армия шведского короля Густава II Адольфа, победоносно
пройдя всю Германию, заняла Мюнхен - столицу баварского
курфюрста Максимилиана I.
Уже тогда в Мюнхене хранилась превосходная
коллекция немецкой живописи, позже образовавшая Мюнхенскую
Пинакотеку. Страстным коллекционером был и сам Максимилиан
I, некогда едва ли не силой отобравший у Нюрнберга два
полотна Дюрера. Поэтому можно только удивляться, что среди
трофеев шведской армии оказалось лишь одно значительное
полотно из принадлежавших курфюрсту: «Неподходящая пара»
Лукаса Кранаха Старшего. Эта единственная в Швеции картина
Кранаха принадлежит ныне к жемчужинам стокгольмского собрания.
|
Георг Хаупт. Секретер (1781) |
Однако, кроме приобретений, были и потери.
В 1654 г. королевские дома Европы ошеломлены известием,
что шведская королева Христина, одна из самых образованных
и обаятельных женщин своего времени, отреклась от престола
и покинула Швецию. Однако королева уехала из дворца не
с пустыми руками. Отправляясь в Италию, где она проживет
последние тридцать пять лет, Христина забрала с собой
множество полотен из королевской коллекции, среди которых
преобладают шедевры мастеров любимого ею Итальянского
Ренессанса. А еще через сорок лет страшный пожар, разразившийся
в замке, лишил собрание еще многих произведений искусства.
XVIII в. оказался самым счастливым для
будущего музея. Два выдающихся деятеля в наибольшей степени
способствуют его созданию.
|
Граф Карл Густав Тессин (1740) |
Первый из них - граф Карл Густав Тессин
(1695-1770). Этот выдающийся политический деятель (кстати,
пытавшийся, хотя и безуспешно, предотвратить опустошительную
войну с Россией в 1741 г.) был также и знатоком искусства.
В бытность свою шведским послом во Франции
в 1740-х гг., Тессин собрал коллекцию современного ему
французского искусства. Коллекция эта находилась на таком
уровне, что и по сей день стокгольмское собрание XVIII
в. считается одним из лучших в мире.
Второй благотворитель - король Густав
III (1746-92) - один из самых примечательных правителей
Швеции. Царствование его называют «густавианским Просвещением».
Масштабы деятельности Густава III как покровителя наук
и искусств оставляют далеко позади сделанное его венценосными
предшественниками.
|
Дэвид Хэшлер. 'Снятие с креста' (1640-е). Слоновая кость
|
Основатель Шведской Академии, талантливый
любитель-драматург, король Густав не только сильно дополнил
доставшееся ему в наследство собрание, но и сделал решительный
шаг к созданию публичного музея: он издал приказ о переходе
королевских коллекций после его смерти во владение государства.
Так в 1792 г. был основан Королевский музей, переименованный
в 1866 г., после своего торжественного открытия, в Национальный.
|
Карл Ларссон. 'Лисбет' |
Сегодня здание музея - одна из примечательных
черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере,
оно должно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти
архитектуру итальянского Возрождения. Суть замысла очевидна:
установить связь шведской культуры с общеевропейской «колыбелью
искусств».
Коллекции музея делятся на традиционные
отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также
декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные
в художественной коллекции - Гойя, Ренуар, Дега и Гоген,
а также неизменно блистающие в мировых художественных
собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
|
Андерс Цорн. 'Пляски в Иванов день' (1897) |
При подборе экспозиции
музей ориентировался прежде всего на художественную ценность
произведений, а уже потом на национальную принадлежность.
Поэтому в музее ярче всего представлены голландские художники
XVII в и французские - XVIII в.
|
Александр Рослин. 'Дама под вуалью' (1768) |
Помимо традиционных для европейских музеев
отделов голландской, итальянской, французской живописи
шведский музей может предложить посетителям необычную
для Европы экспозицию - русские иконы.
Наконец, Национальный музей Стокгольма
располагает значительной коллекцией шведской живописи
XVI-XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции - «Дама
под вуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день»
Андреса Цорна.
|
Фридрих Элиас Мейер. 'Диана и Эндимион' (1760-е). Мейсенский
фарфор |
Отдел дизайна в Стокгольмском
музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватывает
семь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около
30 000 произведений прикладного искусства. Примерно треть
их составляет керамика. Далее - текстиль, стекло, металл
(в том числе - коллекция шведского серебра), мебель, книги.
|
Антуан Ватто. 'Наброски молодых женщин' |
Особо надо выделить крупнейшее в Скандинавии
собрание фарфора. При формировании этого отдела приоритет
отдавался произведениям искусства Швеции и других северных
стран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других
государств, особенно тех, которые сыграли важную роль
в развитии дизайна.
Самый богатый и, возможно, самый интересный
отдел музея - рисунок и графика. Экспозиция его охватывает
период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает
около полумиллиона листов.
|
Иохан Тобиас Сергель. 'Шумный ужин' |
Коллекция начиналась с
2000 рисунков, приобретенных графом Тессином во время
его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты - рисунки
Рембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр
Эдуарда Мане. Среди шведских произведений - рисунки Йохана
Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона и других.
|
Карл Фредрик Хилл. 'Водопад с оленями' |
Музей открыт ежедневно,
кроме понедельника. Во вторник с 11 до 20 часов, остальные
дни с 11 до 17 часов. С 1 июня по 31 августа по четвергам
музей закрывается в 17 часов. Музей закрыт в канун Иванова
дня (23 июня), канун Рождества и Рождество (24 и 25 декабря),
в канун Нового Года (31 декабря). Музей работает с 11
до 17 часов в Иванов день (24 июня), День всех святых
(4 ноября), а также 26 декабря.
Стоимость билета 75 SEK.
Льготный билет для студентов и призывников 60 SEK. Дети
младше 16 лет проходят бесплатно.
Смотрите также изображения
экспонатов коллекции музея:
Официальный
сайт Национального музея в Стокгольме
Языки: шведский, английский.
Коллекции Национального
музея тесно связаны с коллекциями королевских замков.
Главным образом, это собрания живописи, рисунка и скульптуры,
выставленные в пяти дворцах: Грипсхольм,
Дроттингхольм,
Стромхольм,
Розенберг
и Ульриксдал.
Самая значительная экспозиция - Национальная портретная
галерея - находится в замке Грипсхольм, древнейшем из
королевских дворцов, основанном Густавом I Ваза в 1537
г. Кроме того, с Национальным музеем связан Музей древностей
Густава III, расположенный в стенах Королевского
замка в Стокгольме. Позднее Коллекция королевских
замков расширялась и сейчас занимает 18 зданий - замков,
дворцов и усадеб.
|